Алексей ИЛЬИНОВ

КОНТУРЫ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ
(“Провинциальные” заметки на полях)

Один средь двух враждебных ратей,
Не их, не ваш, не свой, ничей.
Я - голос внутренних ключей,
Я - семя будущих зачатий.
Максимилиан ВОЛОШИН

Когда-то в «Манифесте Новых Магов» именитый философ Александр Дугин торжественно провозгласил: «Вместо отдельно искусства, отдельно политики и отдельно магии следует ввести новую синтетическую дисциплину: МАГИЯ, учреждающая свою политику и свое искусство напрямую». Далее он отмечал: «Вместе с новым искусством и новой политикой приходит новое искусствоведение и новая политология. Новые искусствоведы и новые политологи не будут отдельными людьми от новых художников и новых политиков. Это будут одни и те же личности. Более того, это будут никто иные как сами НОВЫЕ МАГИ».

В свое время Дугин был как никогда прав. Образовавшийся постсоветский вакуум было необходимо чем-то заполнить и сформировать образ чего-то завораживающего, «магического», обещающего монументальную Утопию. И счастью «приобщившихся» не было предела! Оставалось лишь довершить «возгонку» до конца и наслаждаться «результатом». Но революция НОВЫХ МАГОВ не свершилась, замкнувшись в небольших сообществах и группках, занятых главным образом самосозерцанием. «Высокий полёт» обернулся скучнейшей до омерзения «приземлённостью». Разве что кое-кто продолжал бубнить как молитву, что «ещё немного, ещё чуть-чуть…». Это прекрасно видно в Интернете, где каждый более-менее серьёзный Web-ресурс является отдельным микрокосмом (или, если сказать точнее, «орденом»), в чьих недрах концентрируются «посвященные». Без протекции туда не пускают.

Девяностые годы теперь уже прошлого столетия явили немало мощнейших идеологических и культурно-эстетических формаций. Самые известные из них – провокационный трансавангардный стиль Национал-Большевистской Партии Эдуарда Лимонова и воинственный православный национальный социализм РНС Константина Касимовского, экзотические книги «неоевразийца» Александра Дугина, вдумчивые «Элементы» и издания «Арктогеи», «красно-коричневая» национал-патриотика «Дня»/«Завтра», портал современного русского национализма nationalism.org, кшатрийская субкультура скинхедов. На культурной ниве возникли «Achtung, Baby!» (Игорь Ваганов), RWCDAX (Дмитрий Толмацкий), :ЛЕНИН: (Михаил Вербитский), «Пиноллер» (Сергей Гурьев), Русский Готический Проект (http://www.gothic.ru), индустриально-сюрреалистический портал HERE.RU и ряд творческих проектов на домене THOSE.CLOSE.TO.HERE.RU (на нём располагается сайт «чёрной иконы» русского авангарда, экстравагантной и утончённой поэтессы Алины Витухновской (http://those.close.to.here.ru/alina/)) и другие, считающиеся ныне общепризнанными «мэтрами» и обросшие целыми армиями почитателей. Что ж, интеллектуалы сполна получили желаемое.

На дворе вроде бы новое тысячелетие - долгожданный «миллениум», коего ожидали как Второго Пришествия! В Государственной Думе «нового созыва» как будто доминируют носители и проводники «национально-патриотической» политической линии, важно вещающие с трибун и телеэкранов о «патриотизме». Либеральная «оппозиция», оттеснённая на периферию, что-то там зудит о «путинской диктатуре» и угрожает «оранжевой революцией». Казалось бы, сбываются чьи-то «государственнические мечты» и подтверждаются сложнейшие политологические выкладки. Но чувства перемен нет. Скорее убеждаешься в обратном. Налицо все та же гнетущая неопределенность. И воздух какой-то застарелый, с мерзким прелым душком. Как его не выветривали, он стал еще плотнее. И телевизионные небеса придвинулись ещё ближе, продолжая пичкать стремительно глупеющих обывателей дурными «reality-show» и идиотическими «Аншлагами!» по случаю «праздничных выходных». «…Простор открыт…», но «…ничего святого…».

Ныне интеллектуальные игры стали данью времени. «Играют» чуть ли не все и помногу. Совсем как у Германа Гессе в «Игре в бисер». Полки «модных» книжных магазинов ломятся от свежих изданий, начиная пухленькими томиками с переводами немецких поэтов-экспрессионистов или английских романтиков, и заканчивая монографиями Фридриха Георга Юнгера, Вернера Зомбарта, Николая Устрялова и Вальтера Шубарта. Интернет буквально разрывается от наплыва тех, кто, наконец, дорвался до «истины». Они живо оккупировали сайты, форумы и чаты, завязнув в бесконечных, часто никчемных, дискуссиях и мелочных интрижках. Примером тому отчаянные перепалки, ведущиеся между «преданными» сторонниками Лимонова и покинувшими НБП национал-большевиками в ЖЖ и на форумах. Или «готические» форумы, где «аристократичные» тусовщики, позёвывая, обсуждают «гот-фэшн», косметику, тряпки, побрякушки и поведение тех или иных лиц на клубных dark-вечеринках. Всё налицо!

Итак, что же мы наблюдаем? «Гуру» современных интеллектуалов Александр Дугин мечется из стороны в сторону, устраивая перформансы из всего, будь то глобальный евразийский проект (последняя небезынтересная инициатива – Евразийский Союз Молодёжи) или оккультно-психоделические ток-шоу в Музее Маяковского. Да и на других фронтах ситуация ничуть не лучше. Напротив, язвы стали ещё заметнее. «Полное безволие наблюдается в сфере идейно-политической борьбы. Несметное количество патриотов плюнуло на традиционные устои и кинулось лизать одно место Западу, хватая оттуда то «национал-капитализм», то «фашизм», то «национал-марксизм». Причем они не учатся, а именно хватают, хватают жадно, воровато, как слуги хватают объедки с барского стола. Холопы, одно слово, безвольные холопы…», - метко подмечает публицист Александр Елисеев в простом и содержательном манифесте «Волевая русская идея». Если внимательно просмотреть фотогалереи и видео «Правого Марша», его критика вполне обоснованна, справедлива и поучительна по отношению к отдельным «холопам», которых не спасает даже «имперский камуфляж».

А для кое-кого бури уже утихли. И причем утихли очень давно. Они искусно убеждают себе подобных, что им, «не от мира сего», ведом путь в Утопию – будь то «Великая Евразийская Империя», «Русская Республика», «Византийский Катехон» или «Другая Россия». Не стоит обольщаться. Эстеты столичного уровня создали Утопию, но утопию для «своих», откуда они с нескрываемым презрением посматривают на «прочих», кому не дано приобщиться к «их святыням» («прочих» именуют модным словечком – профаны). Многие из нас жаждали войти туда, чтобы скрыться от бесов внешней реальности и исчезнуть навсегда там, где будет покойно и светло исстрадавшейся душе.

Что ж, вроде бы нам есть от чего отталкиваться. Невозможно отрицать, что появился опыт, подкрепленный огромнейшим спектром идей, доктрин и идеологических конструкций. Также как появились и те, кто сломя голову ринулся всё это потреблять. Но что толку от подобного «потребительства», когда «истина», выложенная на каком-нибудь философско-политологическом сайте, и бутылка «Гиннеса» из супермаркета стали фактически одним и тем же?

Увы, но все вышеперечисленное не внушает никакого оптимизма. Напротив, возникает ощущение какой-то бессмысленной role play game (ролевой игры), где с превеликим усердием отыгрываются роли «традиционалистов», «язычников», «анархистов», «ситуационистов», «новых левых», «троцкистов», «новых декадентов» и проч. Возможно, этот неприкрытый пессимизм объясняется куда более острым и болезненным провинциальным восприятием столичных язв. В провинции слишком уж всё «приземлено».

Временами ностальгия по 1990-м охватывает патриотический электорат. Например, когда приближается очередная годовщина октябрьской трагедии 1993 года. Набор стандартен – сенсационные статьи и воспоминания участников событий в прессе, шумные митинги и факельные шествия, нравоучительные документальные фильмы с уродливыми комментариями ельцинских «защитников демократии» и слезами потерявших своих близких. В наше время ТАКОЕ вряд ли возможно. Высоколобой образованной публике скучно, она «духовно сыта» и требует того, что можно сразу, без посторонней помощи и излишних разъяснений, разжевать и переварить, пополнив, таким образом, приватную коллекцию идей очередным экспонатом. Потому-то она и смакует чтение популярных Мураками или Фаулза, лениво рассуждает о пророчествах Последних Времен и метафизике «Матрицы» братьев Вачовски. Возвышенно размышляя о «вечности», они чрезвычайно довольны «вещностью», убивающей их ежесекундно.

Горько признавать, что кажущаяся видимость движения по вертикали исчезла фактически на наших глазах. В результате мы получили статичное умственное варево, от которого «причащается» кто угодно, вплоть до упертых trash-маргиналов, любителей издательства «Ультракультура», цитирующих не к месту Адама Парфри, Лидию Ланч или Гейдара Джемаля.

В провинции, где все еще «модны» столичные увлечения, местами наблюдается незначительная подвижность. Предпринимаются попытки как-то развивать их и даже продвигать еще дальше. Но и они обречены на провал. То, что однажды начинается с моды, через относительно короткий промежуток времени перерастает в энтропию или, в лучшем случае, замыкается в невидимых сектантских группках. Нет ничего нового под луной!

Стимул к жизни остается лишь у немногих одиночек, все еще продолжающих сражаться с неумолимым процессом деградации. Именно они вдруг задумываются о насущной необходимости двигаться дальше. Они интуитивно, а кто-то и вполне осознано, отвергают эгоистическую высокоинтеллектуальную стагнацию, где на одной чаше весов пресный комфорт, бытовые проблемы и европейские «новые правые». В их не всегда четких, а подчас откровенно сырых и эмоциональных рассуждениях проскальзывает одна-единственная, удивительно верная мысль – любой застой смерти подобен, ибо он и есть - смерть. Они справедливо утверждают, что Утопия еще не построена. Чьи-то «розовые замки из слов» не в счет. Их, бойцов-одиночек, можно назвать визионерами и архитекторами новой эстетики и нового стиля Последней Утопии. Того, что еще не наречено.

Контуры новой эстетики едва очерчены. Тем не менее, у нее есть все основания обрести законченную форму, эволюционировать и, в итоге, стать чем-то масштабным, претендующим на четкий национальный стиль, обращенный в грядущее. Новая эстетика создается в рамках небольших проектов, которые достойно позиционируют себя, никоим образом не впадая в излишние крайности. Знаковые примеры - «Правое Сопротивление», PRAVAYA.RU, голос национально мыслящей русской молодёжи - журнал «Русский Образ» (http://www.rus-obraz.org), сетевой журнал «Золотой Лев», россыпь качественных и разносторонних изданий Опричного Братства во имя св. преп. Иосифа Волоцкого («Ultima Thule», «Европеецъ», «Кровь и Дух: вестник ариософии», тематические альманахи «Чёрный Корпус» и проч.), русский авангардный проект «МракобесЪ: Альманах консервативного авангарда» и Web-портал «Будешь?», изящные академисты «Философская Газета», «Волшебная Гора» и «Александрия». Не менее интересные подвижки наблюдаются внутри субкультуры. Подчас в Интернете можно обнаружить малоизвестные эстетико-художественные и культурологические проекты, где бушуют жаркие дискуссии о генезисе и перспективах культуры постмодерна. Не афиширующие себя журналисты и аналитики, православные поэты, писатели и публицисты, «новая волна» традиционалистской поэзии и прозы, музыканты и художники-нонконформисты, обращающиеся к неисчерпаемым духовным богатствам Нации, ценностям Традиции и штурмовой стихии Консервативного Авангарда, - все они составляют фундамент новой эстетики и конструируют новый национальный стиль.

Сегодня мы снова видим синтез - синтез иного рода, категорически не допускающий заигрывания с тем, что когда-то в сумбурные 1990-е годы искусно подгоняли под некий «традиционалистский» шаблон, дабы смягчить неприглядные острые углы. Теперь есть возможность оглянуться назад и проанализировать пробы и ошибки, есть безукоризненно-утонченный вкус, грамотный подход, трезвое осознание цели и самое тщательное тестирование на жизнеспособность. Прежний «топорный» стиль перестал быть актуальным, ибо он обрек сам себя на тотальное поражение.

Ярчайший пример «неординарного» подхода и «тестирования» – уникальный журнал «МракобесЪ», чьи весьма плодовитые «мракобесные» авторы создают облик Русского Анарха – Манархиста – «Монархиста-Ленинца» (если следовать определению радикально-православного философа и теоретика Опричной Консервативной Революции Романа Бычкова) – бойца «онтологической партизанской герильи», исследователя и преобразователя магического Dreamland-а, творца «русской версии» «The Temporary Autonomous Zone - Временной Автономной Зоны» американского «правого анархиста» и суфия Хаким Бея, носителя благодатного и целительного «Русского Хаоса» - того, кто хладнокровно, не раздумывая, вобьёт «чёрные гвозди в рёбра Антихриста» и утвердит, раз и навсегда, ИНОЙ миропорядок!

Вероятный облик искомой «новой культурной парадигмы» обрисован живым, сочным языком в дерзкой, и от того особо ценной, книге Романа Бычкова «Монархизм-Ленинизм» (М., Опричное Братство во имя св. преп. Иосифа Волоцкого, 2005). Появление этого сборника эссе можно назвать значимым событием, поскольку в нём поднимается тема действительно НАЦИОНАЛЬНОГО синтеза, который в идеале должен увенчаться построением (по сути - реставрацией) строгой иерархической духовно-политической модели, основанной на ортодоксальных принципах «Другого» Православия, «Другого» Самодержавия, «Другой» Народности, очищенных от блестящей «внешней» мишуры. В отличие от «Тамплиеров Пролетариата» Александра Дугина и «Другой России» Эдуарда Лимонова, работ нашумевших и ставших мировоззренческими «эталонами» для тысяч пассионариев, автор не стремится сотворить некий гремучий «умственный коктейль» из разнородных элементов, будь то «адаптированное» старообрядчество, «гиперборейская теория», кроулеанский «Путь Левой Руки», фоменковская «новая хронология» или «евразийский империализм», но предлагает богатую «родную» почву для размышлений и смелую позитивную программу действия. Насколько своевременны идеи, изложенные в книге Романа Бычкова? Ответ напрашивается сам собой. Наблюдая за нынешними «экспериментаторами» с высокими учёными степенями, солидными связями и международным признанием рано или поздно приходишь к одной-единственной мысли, что, увы, выстраиваемые ими «конструкции» при всей их «привлекательности» непрочны и в любой момент могут рассыпаться под яростными ударами отнюдь не «теоретического», описанного в главах учебников по геополитике и теории политических элит, а самого настоящего шторма. Французские погромы и обрушивающиеся крыши рынков всё-таки кое-кого научили думать. И никакие объёмистые цитаты из «классиков» геополитики и традиционализма не спасут, когда «грянет гром». А, значит, поиск панацеи должно продолжать, не метаться лихорадочно из одного угла в другой, выхватывая оттуда «истины» и скармливая их на досуге «неофитам», но прислушиваться к биению собственного сердца и неукротимому горячему току крови. Искать ответ в себе, дабы стать волошинским «гласом внутренних ключей» и «семенем будущих зачатий»!

«NEOкультурные» слагаемые, как мы видим, есть, но всё равно невольно задаёшься вопросом: «Настолько ли нужна нам новая эстетика? Разве недостаточно того, что мы имеем?». Ведь может и так оказаться, что все прилагаемые усилия станут прахом, разбившись о наше собственное безволие. Сколько оригинальных проектов и начинаний сгинули буквально в «зародыше», оказавшись в руках малообразованных и излишне «предприимчивых» «заумников», которые, тем не менее, всё ещё продолжают считать себя «центром мiра», хотя они давно никому не нужны. Никому!

И все равно, несмотря ни на что, убеждаешься, что создание новой эстетики более чем необходимо. Это нужно всем нам, кто еще не потерял надежду и веру в подлинные ценности, наполняющие человеческое бытие Высшим содержанием. Возможно, это последний шанс, не воспользовавшись которым мы утратим путеводную нить и обречем себя на духовную смерть. Сколь бы громко это ни звучало, но впереди – неимоверно трудная работа. Она потребует от нас максимальных усилий на всех возможных уровнях, начиная от политических кругов и завершая герметичными субкультурами. Нам предстоит осуществить невозможное! Кому-то может показаться, что снова кто-то с пеной у рта мечет громкие словеса, дабы скрыть зияющую пустоту, разрастающуюся с катастрофической быстротой. Однако молчание страшнее во сто крат. Особенно молчание глухое, безгласное, рабское. Как же прав Александр Елисеев, сказавший: «…русская волевая идея должна покончить со всем этим. Она призвана создать нового русского <…> Это будет русский, устремленный, в первую очередь, внутрь себя и внутрь своей нации. Русский не боящийся плыть даже против самого сильного потока. Русский, восторгающийся любым мигом родной Истории, способный увидеть в нем особый смысл, особую оправданность. Русский, воскрешающий Прошлое в Будущем и делающий тем самым невозможное». Это о нас. И это не пустые слова, якобы произнесенные «с пеной у рта». Ради их свершения стоит бить в набат, кричать, верить и сражаться. Ибо нам есть, за ЧТО и во имя ЧЕГО сражаться.

Невозможно не согласиться с точкой зрения автора статьи «В поисках новой парадигмы» (сетевой журнал «Новая Россия» (http://www.new-russia.org)): «Сама констатация реального положения дел ставит нас перед необходимостью формирования новых идей, а поскольку выше мы установили вторичность политики по отношению к культуре, если мы не хотим сознательно и последовательно обрекать себя на поражение, мы стоим перед необходимостью формирования принципиально новой культурной парадигмы». У нас есть цель – национальная NEOкультура, соединяющая в себе Традицию и Авангард! NEOкультура, опирающаяся на Волевую Русскую Идею!

Сотворение новой эстетики далеко не конечная задача, чреватая прекращением всякого движения. В действительности это экспериментальный полигон, символический огненный атанор средневековых алхимиков, где будут рождаться новые, подлинно свежие и смелые идеи, направленные на формирование образа лучшего будущего нашей Родины. 4 ноября 2005 года в кричащих колоннах «Правого Марша» шагали те, кому было явно не «всё равно», каким оно будет – шаблонно-мультикультурным или огненно-национальным.

На обложке последнего, «распутинского», номера «альманаха консервативного авангарда» «МракобесЪ» изображён коренастый бородатый мужичок, пьющий «небесное молоко» из глиняной крынки. Напившись вволю и крякнув от удовольствия, он протянет её нам и весело скажет: «Будешь?». ТАК БУДЕМ!

“Удивительно, что абсолютный, чудесный синтез часто есть ось сказки — или ее цель” Фридрих фон ХАРДЕНБЕРГ (НОВАЛИС)

Hosted by uCoz