Любопытная строка из стихотворения Жана Кокто о недвижно спящей женщине: "Ты мумия, и твой сон – Египет". У людей сон и реальность, как правило, чётко разделяются. Минералы едва участвуют в нашем восприятии, зато драгоценные камни через своё сомнамбулическое пространство связуют нас со звёздами.
Растения – иное дело. Энергичные, хищные сны растений часто определяют нашу чувственную реальность. Эта пограничная ситуация придаёт растениям первостепенную роль. Они – стражи порога, защитники, охраняющие нашу хрупкую человеческую структуру от возрастающей агрессии чёрного космоса, как бы его ни называть: бесконечная вселенная, инферно, потустороннее, экологическая коррозия и т.п.
Среди этих стражей "чеснок обыкновенный" (Allium satium) из семейства лилейных (Liliaceae) занимает одну из командных должностей. Он остаётся вегетативным божеством северных народностей – нивхов, юкагиров, айнов, где и поныне существует обычай: охотник наугад берёт один плод из груды чеснока – при нечётном числе долек охота обещает удачу.
Мы не оговорились – в магии чеснок, приятель апельсина и грецкого ореха, считается плодом. Легенду на эту тему приводит Кампанелла в своей "Натуральной магии" (1620): "Король апельсинов, обозлясь на строптивого сынка, задумал женить его на лимоне (лимонне, лимонихе?). Посмотрел жених на невесту и заворчал: лучше весь век бобылём останусь, чем прикоснусь к этой кислой ведьме. Услышала его слова Геката, покровительница лимонов, и забросила бунтаря в солёное озеро, где апельсин превратился в чеснок". Кампанелла акцентирует сугубо мужскую природу чеснока и его соответствие солнцу, алмазу, петуху, дубу. О родстве апельсина и чеснока упоминается в старинной и знаменитой книге по магии "Петушиная курица Гермогена" (ХV в.): "В роще завелись злобные тарантулы, - жалуется апельсин, - которые высасывают нас. О премудрый чеснок, помоги, ведь ты наш близкий родственник".
Чеснок действительно беспощадный враг пауков и змей. Укус медянки, сребровицы и даже гадюки нейтрализуется приложением разрезанной дольки дикого чеснока.
Когда мы говорим о медицинской растительной магии, необходимо иметь в виду: речь идёт преимущественно о дикорастущих злаках. Так называемые культурные растения теряют и продолжают терять, из-за химических удобрений и прочих страшных нововведений, свою симпатическую силу и открытость к соединению. Эту силу и открытость равным образом продолжают терять человеческая эпидерма и слизистые оболочки, постоянно контактирующие с углекислым газом, асфальтовыми испарениями и т.п. (На эту тему зловеще и подробно высказался К.Хатчисон в статье "Что произошло с тайными качествами после технической революции". Jsis 73, 1982). Простой пример: чеснок, как известно, устраняет действие магнита. Однако у "культурного" чеснока это получается в десятки раз менее эффективно.
Вернёмся к соответствию чеснока и апельсина, что, разумеется, вызовет недоумение натуралистов. Когда в восемнадцатом веке Карл Линней классифицировал вегетацию на семейства, виды и подвиды, он более заботился об удобствах ботаников, нежели растений. Но семейства растений беспокойней и скандальней даже семейств человеческих, и слова Писания "враги человеку домашние его" ещё лучше относятся к растениям. Чеснок, лук, лилии полевые терпеть не могут друг друга. Чеснок охотно дружит с морковью, земляникой, клубникой, очень доволен обществом жаб и лягушек.
Магия никогда ничего не объясняет, только принимает к сведению. Такие слова, как "планеты", "планетарные", менее всего касаются небесных тел: неведомые, но хорошо выраженные связи, в данном случае растений, располагаются по солнечному, лунному, сатурническому уровню бытия. Чеснок фаллоцентричен и функционирует на солнечном уровне, алмаз, помещённый в чеснок, недели через две обретает розовый оттенок и увеличивается, затем на глазах возвращает прежний вид, как утверждает Плиний Старший и Абрамелин (The Book of the Sacred Magic of Abramelin, англ. Перевод 1966 г.).
Эротически чеснок очень не плох для мужчин и совсем без надобности для женщин. На эту тему бытовала масса присказок, приговорок, прибауток. Фольклорист И.Л.Болдырев цитирует с десяток таковых ("Орловские присказки и прибаутки". Учёные записки Московского ун-та, 1951, т. IV):
Чеснок, сынок, валит с ног,
Даже старый уд твердеет, жесток…
… далее следует полное неприличие. Про женский пол несколько спокойней:
Девки красные, не ешьте чеснока,
Заболит живот, зачешется рука
А потом, заметя гола мужика,
Захоронится в застреху чердака.
В старину злющие бабы, желая вызвать у недругов своих мучительную постоянную эрекцию, намешивали им в еду или питьё настой чеснока на бычьей крови. Само собой понятно, если чеснок вызывает турбуленции в сфере эротики, отсюда недалеко до потусторонних пространств. Здесь он необходимый защитник и доблестный воитель. Даже культурный чеснок, разбросанный на полу за мебелью, отпугивает настойчивых домовых. Дикий чеснок на многое способен. Суть его действия – "в нейтрализации притяжения беспокойной крови" (Элифас Леви). Примечание: кровь – не только содержимое наших сосудов, кровь – "душа мира", оживляющая вселенную. Любой страх, любое желание, любое околдование основано на притяжении крови. Наши сны, образы нашей фантазии, наши неотвязчивые предположения суть эманации взволнованной крови. И вот беда: пока в сердце не взойдёт потаённое внутреннее солнце, мы обречены барахтаться на этих волнах, измотанные беспрерывными прельщениями и отвращениями.
Поэтому весьма важна роль нейтрализующих реагентов вообще и чеснока в частности. Имея в кармане дольку чеснока, можно гораздо спокойней дефилировать по ночным улицам или идти на сомнительное свидание, особенно если на этой дольке вырезаны подходящие случаю знаки, например, греческая буква Y. Равным образом чеснок желателен при встречах с женщинами, завлекающими в сети или вообще с людьми подозрительными. Надо понять правильно: он не спасает, но помогает сохранить хладнокровие.
Чеснок часто и не без оснований фигурирует в литературе или фильмах о вампирах. Тема слишком обширна, поэтому скажем несколько слов. Ни в коем разе нельзя назвать вампирами сангофилов – худосочных любителей чужой крови. Вампиры – это очень серьёзно. Чтобы стать вампиром, необходима жестокая инициация, необходимо научиться переходить порог смерти туда и обратно – тогда кровь обретает бессмертие. И если чеснок бессилен против таких мастеров как Влад или Мориц фон Штауфенберг, то вполне защищает от вампиров неопытных или сомнамбулистических.
Такова прелюдия к этой грандиозной теме.
|
|