Миха Поршень |
|||||||
Ни одного противоречия |
|||||||
"… наша цель - создание новой элиты. Наш эксперимент несравненно труднее, мы плывем против течения. Если для уравниловки сгодится какая-то часть человека, то для наших намерений требуется весь человек как цельная личность, разглядеть которую удается редко, да и то лишь приблизительно". + + + Об Александре Непомнящем говорят: "он был противоречивой личностью". Но вот мы включаем его песню "Автостопная № 2" (1), которая несомненно является квинтесенцией всего его творчества. Что мы слышим? Написал ли эту песню хиппи? Да, это совершенно хипповое произведение. Написал ли эту песню нацист? Да. Вторая часть "Автостопной" это просто зарифмованный Мигель Серрано, основатель изотерического гитлеризма. А в заключительной части – зарифмованный Николай Васильевич Гоголь, адаптированный к современным реалиям. Вместе с этим абсолютно очевидно, что данное произведение сочинил нормальный адекватный православный христианин. А вообще-то это панк-рок. И вместе с этим это нечто глубинно русское, не только потому что здесь детальна прописана нынешняя суровая россейская действительность, но, в первую очередь в силу того, что мы чувствуем сквозь строки некую автохтонность и исконность: даже демоны здесь узнаваемы и, несмотря на являемый ими ужас, вызывают гораздо большую симпатию, чем какие-нибудь менеджеры среднего звена или юристы. И всё это вместе – история о любви, о чём же ещё?? Сам автор, будучи в то время активистом серпасто-молотастой НБП Эдуарда Лимонова, даёт этой композиции скромный номер "№ 2". Это для нас, для слушателей его стихи могут быть каким-то откровением. Для самого Непомнящего всё просто, обыденно, буднично. Просто эпизод под номером 2. А ведь Непомнящий не столько пел, сколько жил так, как описано в его песнях. Поэтому перечисленные выше грани: хиппизм, гитлеризм, русизм, православие – не являются эклектическим нагромождением разрозненных идей и идеологий. Ни одного противоречия ни в творчестве, ни в личности Александра Непомнящего нет. Непомнящий совершенно целостный субъект, и одна из его ипостасей плавно и логично перетекает в другую ипостась, проверяется третьей, комментируется четвёртой, дополняется пятой ипостасью. Здесь нет никаких натяжек или подгонок – всё органично, поэтично, красиво, ладно. И именно будничность названия – "Автостопная № 2" – указывает нам целостность и законченность мiровоззрения Александра: вся эта "цветущая сложность" для него нечто само собою разумеющееся. Непомнящий по ту сторону противоречий. Откуда же появляется заблуждение о "противоречивой личности"? + + + Интеллектуалы, потягивая абсент, любят критиковать Общество Потребления, подразумевая под Потреблением, как правило, лишь идеологию вещизма. Александр Евгеньевич Непомнящий тотально отрицает Потребление, и не только во внешних его формах. Его кредо – играть безплатно – не только не участвовать в тотальной распродаже, но, главное, на корню исключить возможность продаваться самому. Когда-то давно (вы не поверите) это называлось словом "дилетантизм". Термин "дилетант" проявился незадолго до начала эпохи Возрождения и обозначал человека, изучающего окружающий мир лишь с одной целью: познать замысел Божий. Помыслы дилетанта всегда чисты, в отличие от "профессионала" – человека приобретающего знания с целью последующей их перепродажи, где главным критерием является барыш (2), разводка клиента на деньги. Для успешной продажи товара (себя) уместен "экзотеризм" (красивая упаковка), что априори подразумевает профанацию или даже простое шарлатанство. Антонимом этому профанизму и шарлатанству выступает слово "дилетант", которое происходит от латинского delectatio (или delecto), что принято переводить как "забавное времяпрепровождение" (что уже должно вызывать у нас ассоциации с "Весёлой наукой" – идеологией трубадуров раннего Cредневековья). Однако у delectatio есть и ещё одно значение: схватки, которые беременная женщина испытывает перед родами. Вникнув в смысл этого, мы быстро поймём главное различие дилетанта и профессионала: последний накапливает заимствованную информацию и не может себе позволить быть по-настоящему креативным (3), дилетант же вынашивает истину внутри себя, он не ангажирован и вполне может быть революционен в своих дерзновениях. В Новое и Новейшее время прагматический конформизм, как мы видим, тотально победил, но.. Известный анекдот гласит: Титаник построили профессионалы, Ноев Ковчег был создан любителем. Но Титаник – это не просто очень-очень большой корабль. Это один из символов нынешней цивилизации, прообраз нового Вавилона, с его глобалистской иерархией. Плавучий улей с профессионально подготовленными рабами на нижних палубах и золотым миллиардом сверху. Александр Непомнящий очень агрессивно неприемлет Вавилон и всё что с ним связано. Но, тем не менее, Александр ни малейшим образом не несёт нам деструктива. Александр созидает Ковчег (4) и ничего более. Что служит материалом для строительства Ковчега? "Реминисценции" – говорят Википедики. Все истины давно произнесены. Все истины стали банальностями. Всё гениальное стало простым и очевидным. Эта очевидность уже укоренилась в нашем архетипе, генотипе и безсознательном. Что может быть нового сейчас, в этом безвременье? Как сказал один философ-шестидесятник: "Новым сейчас может быть только направление потока банальностей". Александр чувствует это. Жонглируя реминисценциями, он направляет их в новое русло, и, пропуская через себя, наполняет их иным, выстраданным, нужным смыслом. "Вы же всё это знаете, почему же вы не делаете из этих знаний очевидных выводов?" – так таки и слышится между строк его песен вопль, взывающий к нашей совести. И совесть многих слышащих просыпается. Вы, конечно, поняли, что здесь речь идёт не только о таланте музыканта. А Титаник закончит своё плавание неизбежной катастрофой. + + + Целостное всегда самодостаточно. Александр Евгеньевич совершенно не нуждается в нас. Он оказывает нам неоценимую милость, выражая свою самодостаточность в форме стихов и песен, давая нам возможность причащения к чему-то несоизмеримо большему, чем мы сами. И эта его милость не безобидна, он сгорает, он приносит себя в жертву из милости к нам. И чо? Где-то я уже всё это писал… Мир торжествующей тотальной имитации не готов принять целое и качественное, и пытается интерпретировать это целое, как всего лишь одну из частностей (5). …тут явились они. Профессионалы. Неет, они не появляются сами собой, нет. Они возникли после того, как один мой близкий друг ныне ставший буржуем, дал денег на издание книги об Александре Непомнящем. Возникли и давай кроить по живому.. Люди фрагментированного сознания начали детализировать, классифицировать, кромсать, растаскивать, старательно препарировать искру Божию, чтобы расчленив её, как тушку, вывесить на прилавок, на всеобщее обозрение. Я обнародовал их тексты в инете, снабдив фотографией, где Непомнящий показывает им всем фак, что вызвало чьё-то там возмущение. Я изорвал их тексты в клочья и помочился на них. Я хотел написать им отповедь (6) и начал было, но что тут напишешь? Когда человек превращается в функцию, он может только функционировать. Логично заменить такового мыслящей машиной (7). Но и этот текст – это совсем не то, что я хотел бы написать о нашем гениальном современнике Александре Непомнящем. Этот текст будем считать всего лишь предисловием. ------ (1) http://www.nepomn.ru/song.php?variant_id=85 (2) Любопытно происхождение слова "барыш". В дословном переводе оно означает "заключение мирного договора". А пришло оно к нам вместе с монголо-татарами, поэтому изначально несло смысл "сделка с совестью ради материальных благ" и лишь со временем стало просто "прибылью". (3) Хорошей иллюстрацией к вышеизложенному является судьба Александра Розенбаума, прошедшего странный путь от поэта до клерка: момент перехода от блестящего дилетанта в заурядного еврея сопровождается ломками, которые он сам описывает достаточно изящно: http://www.pesnibardov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5792 (4) Арефьева здесь совершенно не причём)) (5) http://www.inache.net/mif/518/ (6) Изначально этот текст должен был называться "Критический анализ "творчества" на творчество А.Е. Непомнящего". (7) Пункт 15 здесь: http://kraizemli.narod.ru/2008/tez.html |
|