о. Роман Бычков |
|||||||
Феология нового человека |
|||||||
1. Господь наш Иисус Христос, Божия Сила и Божия Премудрость, богоприлично, как Он сам ведает, упраздняя в избранных Своих «ветхого человека» и созидая «человека нового», указал, что именно в сем фундаментальном противоположении «ветхого» «новому» и состоит Новый Завет, коий законоположил Он святою Своею Кровью. Об этом и Апостол сказал: «Отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: обновлятися же духом ума вашего, и облещися в новаго человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины» (Еф. 4, 22-24). В подобной «перспективе» видно, что всё многообразие заповедей в истинном Христианстве стекается к одному пределу – к появлению Нового Человека, совершеннейший образ коего явил во святом Своем Теле Господь Иисус. Исходя из сего видения, разсмотрим богословие «перспективизма» (сие «новое богословие» обязано своим появлением на свет нашему собрату Михе Поршню, о коем мы неоднократно замечали, что его первое и истинное призвание – именно богословие – в своих «тезисах о перспективизме», а также в «нескольких словах о Господе нашем» Миха проявил себя как подлинный и весьма «перспективный» теолог). 2. Гносеология Перспективизма. Процесс познания, согласно перспективизму (постулирует Миха Поршень), есть оценка, интерпретация и созидание мира, когда всё от начала и до конца обусловлено деятельностью самого субъекта… «Однако, достигнуть аутентичности своего «Я» можно лишь избавившись от своего псевдо «я»… Человек – «биологически недостаточное существо», компенсирующее свою биологическую недостаточность с помощью Духа. Собственно, Дух, таким образом, есть подлинное «Я» человека… Традиция, перспективизм и квантовая физика утверждают… активен только субъект, который для управления реальностью стал вне оной, вне причинно-следственных связей (обожение)». Изложено весьма толково, более толково, нежели, например, в «Сумме теологии» Фомы Аквинского, так определяющего, что есть вера: «Веровать есть дело разума, принимающего Божественную истину по повелению воли, движимой Богом посредством благодати» (Summa Theologiae, II-II, 2, 9). Принимать «божественную истину» как какую-нибудь «информацию» (внешнюю субъекту), с точки зрения истинного Христианства, абсолютно-невозможно. Познание Истины есть соединение с Истиной, «причащение» Истины… Бог имеет иную природу, нежели человек, поэтому Триединый Бог по природе для человека непознаваем. Однако, непостижимым образом, сей же полностью-непознаваемый Бог желает Сам соединиться с человеком. Он Сам обещает: «Будите во Мне, и Аз в вас» (Ин. 15, 4). Гносеология перспективизма, таким образом, есть гносеология Абсолютного Субъекта. Таковой Абсолютный Субъект, по определению – Один. Се – Бог. Но по причастию Ему и мы не лишаемся «почести вышняго звания» - звания богов, ежели мы в Нём, то и Он в нас. 3. Историософия Перспективизма. Ежели в сфере гносеологии, перспективизм утверждает примат Абсолютного Субъекта, то в сфере историософии ему соответствует столь же абсолютный волюнтаризм. Историософия перспективизма – есть историософия Безпредела. Открыты все пути… «Бог современных жидов – есть предел, злой демиург, оккупировавший ось мiра, архитектор Препятствия к нашему обожению. Но наш Бог – Бог Безпредела». Бог христиан – это поистине Бог Безпредела. И Царствие, чаемое христианами, никакими «пределами» не ограничить. Посему – «политика – это лишь повод для сложения стихов»; «опоить досмерти чуму на пире – вот наша истинная цель»… Все средства хороши, дабы разомкнуть сей «ветхий эон» и прорваться к грядущему Царствию. 4. Антропология Перспективизма. В центре антропологии перспективизма – Новый Человек. Точнее, некая новая общность новых людей, новая раса, раса людей нового типа. «Человек Единый идёт на смену человеку разумному» (Миха Поршень)*. Слово сие относится к тем, кои сподобились соделаться едино с Господом и не имеют уже прежнего «ветхого» образа. 5. Христология Перспективизма. Из вышепредставленных антропологических предпосылок закономерно вытекает и христология перспективизма – в центре ея Богочеловек Христос-Спаситель, как совершенное воплощение Нового Человека. Он Сам таинственно порождает расу «новых людей», Сам пребывает в ней, руководя ея непрестанно и открывая ей почести и дарования Свои неизреченные. Ибо раса сия возрождается от Него чрез вдуновение Духа, как и сказано: «рожденный от Бога не согрешает, и лукавый не прикасается ему» (1Ин. 5, 18). Тому же, кто чужд греха, как не возвеселиться. И мы будем веселиться… Тому, чьё неподлинное «я» вытеснила Высшая Сила Духа, как не возрадоваться И мы радуемся… Наша «радость рождает силу. А преимущество силы заключается в том, что ей прощаются любые слабости»… Потому: «алкоголь и женщины – важная часть нашего мiровоззрения». И ещё: сильный может победить или проиграть. А у слабого всё отнимут и так… 6. Пневматология Перспективизма. Святой Дух – есть Абсолютный Субъект (в согласии с п.1), Он – одно из Лиц Святой Троицы, единосущный Отцу и Сыну. Святой Дух (в согласии с п. 3) – Безпредельщик «тот ещё»… Он действует где хочет и как хочет… «Святому Духу еже царствовати подобает, освящати, подвизати тварь…» (Октоих. В Неделю утра. 1-й Антифон 2 гласа). Перспективы полного раскрытия перспективизма – в Царстве Святаго Духа. Посему: «духовность – это та сила, которая поднимает мой член». Крайности самой крайней аскезы и крайности самого крайнего либертинажа равно могут быть плодами Духа. Ибо «Дух Святый… научит вас всему» (Ин. 14, 26). Именно всему и никак иначе. 7. Сотериология Перспективизма. «У нас одна мера – высшая». Мерой сей меры является Человек Единый. «Бог (Сын) не помешал смерти разделить душу и тело, согласно необходимому порядку природы, но вновь соединил их друг с другом Воскресением, чтобы быть Самому в Своём Лице точкой встречи смерти и жизни, останавливая в Себе разложение природы, производимое смертью, и Сам становясь началом соединения разделённых частей» (Св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 16). Но доколе мы разделены – силе Духа невозможно пребыть в нас – ежели мы и Бога ищем и «ветхость» свою жалеем… Смерть «ветхого» освобождает место для жизни «нового». А «кто довольствуется малым – потеряет всё». Как Спаситель Сам «шьёт» Себе «высшую меру», становясь в Своём Лице «точкой встречи жизни и смерти», так обязан поступать и всякий перспективист, иначе его спасение безперспективно. 8. Экклезиология Перспективизма. Церковь – реальное мистическое Тело Христа. А Христос, как мы помним из п.3, есть Бог Безпредела. В соответствии с этим, попытка как-либо «ограничить» присутствие Христа – зело безперспективна. «Там, где есть Христос Иисус, есть и Вселенская Церковь» (св. Игнатий Антиохийский. Послание к смирнянам. 8, 2). А уж решать, где Ему быть, волен только Сам Христос. Во всяком случае, не «книжники с архиереями»… 9. Эсхатология Перспективизма. Эсхатология, даже с этимологической точки зрения, имеет нечто общее с «перспективизмом»… Христиане, сообразно Сvмволу нашей веры, чают «воскресения мертвых и жизни будущаго века»… По всеобщем воскресении, должно произойти возстановление единства души с телом у тех, кто воскрес, а далее – Последний Суд. Те, «иже Христовы суть», после всеобщего суда имеют вечно царствовать со Христом… Будет новое небо и новая земля, всё же ветхое обречено огню и уничтожению в сем эсхатологическом огне… Отметим, что проблематика Антихриста (и всего, что с ним связано) в перспективистской оптике имеет свою специфику: Антихрист, с данной точки зрения, оставаясь всецело негативным персонажем, тем не менее, не воспринимается как носитель всех тех «ужасов», коими так склонны себя и других запугивать «ветхие христиане». Сей персонаж, скорее, есть сверхконцентрация именно «ветхости», а главное его предназначение – законсервировать мiр сей в состоянии «ветхости», продлить, сколько возможно, «ветхий эон», укрыть «ветхую землю» и «ветхое небо» от конечного Огня Эсхатона… Роль, скорее, пародийная, нежели зловещая… Хотя и могущая «прельстить даже и избранных»… 10. Совокупляя всё преждереченное, надобно заключить: перспективизм, с точки зрения Истинного Христианства, надобно квалифицировать как разновидность некоей радикальной теологии. Ежели ведение, радикальный гнозис есть родитель всего сказанного, то оно же есть и хранитель того… Путь сей весьма не прост, «однако только так на практике можно реализовать лозунг «Да будет сказкой жизнь!», выдвинутый в 1977 году русскими неоперспективистами художником В.Дёминым и поэтом А.Широпаевым»… Мы ощущаем нашу жизнь именно как «волшебную сказку» - количество «волшебства» и «чудес» в ней явно «зашкаливает»… Но сие правильно и сие преисполняет нас веселия. И мы ужо повеселимся. А ежели кто вздумает помешать нам – умрёт. Как и Господь наш сказал: «радости вашей никтоже возмет от вас»… Запечатлев слово Свое клятвою: «Аминь, аминь глаголю вам». Он Сам есть Аминь… Посему и апостол речет: поелику нет другого кого больше Бога, то Он клятся собою, глаголя: воистину (аминь) благословя благословлю тя (Евр. 6, 13-14). Уразумеем же слово сие и будем всячески стараться со страхом и трепетом, наипаче же с веселием и радостию исполнять его всякий раз. Как только случай к тому будет. Аминь. |
|