Сильвио Бертольди, Милан |
|
ДУЧЕ, КАПЕЛЛАНЫ БЛАГОСЛОВЛЯЮТ ТЕБЯ! |
|
О дин из наиболее ярких примеров проявления чувства национального самосознания является, без сомнения, история Италии, в 1922 году ступившей на путь духовного перевоплощения и самоочищения под руководством своего энергичного и харизматического лидера Андреа Амилакаре Бенито Муссолини (29.08.1883г.-28.04.1945г.).Долог и труден был путь молодых людей, поддержавших дуче в 1922 году - многие пали в борьбе с жестокими североафриканскими дикарями Ливии, Эфиопии и Египта, с коварными греческими и албанскими партизанами, с вторгнувшимися в Италию англо-американскими оккупантами. Невероятно сложна и напряженна была жизнь итальянского солдата, но вера в Бога и дуче помогала жить и радовать военными успехами своих сограждан. И если духовные силы оставляли молодого ли новобранца, старого ли, закаленного в боях чернорубашечника, неизменно приходили на помощь малозаметные, тихие, но бесстрашные отцы - капелланы. Трудные дни переживала Италия в далекие дни лета 1943 года. Через месяц измученная сражениями страна узнает о временном падении правящей партии, но пока идут бои, жестокие и кровопролитные... Во дворце Литторио царит некоторое оживление - секретарь правящей Фашистской Партии Италии Карл Сфорца принимает делегацию военных капелланов во главе с полевым архиепископом Бартоломази. Эти активисты ставили перед собой благородную цель - сформировать пропагандистский отряд для поднятия боевого духа итальянских воинов в столь тяжелые для Отечества дни. Достойно восхищения и то, что все капелланы - добровольцы, отдающие себе отчет во всех действиях - ведь их может ждать и шальная пуля, и неожиданная засада, и плен, и, может быть, смерть. Кто они, эти проповедники Слова Божьего? Были ли они убежденными фашистами? Или же охвачены воинственным духом в силу обстоятельств? Быть может дуче олицетворял для них саму Родину, как и для миллионов их сограждан? Или они были не согласны с политикой Муссолини, быть может, осуждали его, а на фронт ехали во имя христианского милосердия? Но все эти вопросы влекут за собой постановку других, философских проблем, над которыми бьются лучшие мыслители: Что есть война? Что делать там священнику? Может ли быть война справедливой? Чтобы хоть как-то удовлетворить интерес читателя, необходимо совершить небольшой экскурс в историю. С приходом ко власти национально-мыслящих лидеров во всей Европе и с началом Второй Мировой Войны сама История перевернула новую страницу в жизни служителей Господа. В Италии, например, священнослужители добровольно служат и в фашистской милиции, выполняющей задачи по охране правопорядка под руководством монсеньора Рубино, инспектора Национальной Службы в звании Консула Итальянской Республики (между прочим, еврея по национальности). Некоторые подали заявления о принятии их на действительную военную службу. Многие открыто заявили о своей приверженности новому строю - фашизму. Большинство из "военизировавшихся" святых отцов уже прошли через нелегкие годы испытаний Первой Мировой Войны 1914-1918г. Они осознали, что их дело - оставаться в строю, исполняя свой очень горький и тяжелый долг - долг, который повелевает им переступить через самого себя, через окружающую реальность - долг помогать умирать... "Я твой отец..." - эти слова слышали многие уходящие солдаты. Перед лицом смерти они искали облегчения в родительской ласке, поддержке, слове. И тогда приходил он, "отец батальона". "Я твой отец..." - слышал умирающий, и это давало ему некий духовный импульс, помогавший отрешиться от всего сущего и пойти тихой дорогой в царство теней, где нет ни взрывов бомб, ни пулеметных очередей, ни рокота самолетов. Восточный Фронт, Русская кампания стали серьезным испытанием для воинов и их духовных пастырей. Там действовали и заслужили признание и любовь тысяч солдат такие священники как дон Ньокки, дон Бреви, дон Моро. Они не верили ни во что в этом мире, понимая тщетность и тленность всего земного, но они верили в бескорыстие, любовь и дом. Они не вернулись из России, как и многие другие герои - дон Строппьяна, награжденный Золотой Медалью за храбрость и отвагу, дон Мацуони, кавалер двух золотых медалей, одна из которых получена еще в 1917г. Девятнадцать капелланов окончили свой жизненный путь в застенках советских лагерей. Были и такие как дон Бреви и дон Франдзони, увидевшие Родину лишь через десять лет после окончания войны. Они не захотели оставить своих земляков за колючей проволокой. Задача священников в военной форме была не такой легкой, как это может показаться на первый взгляд. Солдаты, горячо верующие люди, хранили верность своей древней Вере, но совсем не знали религии. Поэтому было не достаточно лишь отслужить мессу и обучить молитве. Необходимо было дать солдату возможность пойти на контакт со служителем церкви, найти подход к каждой душе, заронить искорку надежды. Надо было разъяснить каждому, что Бог на стороне того, кто взял оружие в руки для защиты Веры и Родины. Эта задача была нелегка, некоторые страшились даже браться за нее, ограничиваясь простыми формальностями. Но такие истинные служители церкви как дон Моро, дон Бриньоли, и особенно отец Бевилаква, которого папа Павел YI произвел затем в кардиналы, превзошли самих себя в стараниях облегчить душу простого солдата. Но вот, правление дуче стараниями англо-американских войск было завершено. Лишь истинные патриоты Италии примкнули к Республики Сало, в силу нерушимой веры в правоту идеалов фашизма. Среди них и легендарный отец Эузебио, и проповедник дон Помнично, и Бландино делла Кроче, и многие - многие другие. Настроение этих священнослужителей наиболее полно отражает фрагмент письма отца Эузебло к Муссолини от 29 марта 1945г.: "Дуче! Итальянцы - фашисты и нефашисты любят Вас, смотрят на Вас как на спасителя Родины. Пусть хранит Вас Бог, пусть молитвы добрых людей сопровождают Вас. Бригадные капелланы благословляют Вас." За свою верность идеалам молодости и прогресса поплатились многие. Не миновала чаша сия и капелланов, умиравших с именем Господа на устах. Покойтесь с миром, братья! "Коррьере делла серра" |
|